Июнь 27 2017 23:13:40
Навигация
· Статьи
· Скачать
· FAQ
· Форум
· Галерея
· Поиск
· Карта сайта
Сейчас на сайте
· Гостей: 1

· Пользователей: 0

· Всего пользователей: 4,625
· Новый пользователь: nivyweeRing
Просмотр темы
 Распечатать тему
Аннотация на учебное пособие "Лекция о лекции"
Master
#1 Распечатать сообщение
Опубликовано 08-03-2017 22:50
Супер Администратор

Сообщений: 667
Зарегистрирован: 03.04.08

Аннотация

на учебное пособие "Лекция о лекции"
авторов Колычева Н.М., Семченко В.В., Левкина Г.Г., Сосновской Е.В.
Омск: Омская областная типография, 2015. 152 с.

Сфера высшего образования на сегодняшний день претерпевает постоянную трансформацию под влиянием изменений внешней и внутренней среды: происходит внесение поправок в законодательную базу, издание новых указов, программ и стандартов Министерством науки и образования РФ. В результате этого осуществляется постоянное реформирование сложившейся на протяжении долгих лет отечественной образовательной системы.
Поддержание конкурентоспособности российских вузов подразумевает не только необходимость внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс, разработку новых дистанционных программ обучения, но и преемственность опыта преподавателей отечественной высшей школы.
В настоящее время не стоит умалять роль педагога в образовательном процессе. Основным и ключевым звеном между современными технологиями, методами преподавания, новейшими средствами передачи информации и непосредственно обучающимися остается личность педагога, преподавателя-лектора. На первый план выходят его профессиональные навыки и умения: способность организовать работу с аудиторией; наладить с ней контакт (с коллективом студентов и каждым в отдельности) таким образом, чтобы постоянно удерживать внимание и вызывать интерес ко всему процессу получения новых знаний, увлекать студентов (как на лекциях, так на семинарских занятиях). Все вышеперечисленное является трудной работой даже для опытных педагогов, так как требует приложения колоссальных умственных и эмоциональных усилий.
Может возникнуть вопрос: «Где же можно почерпнуть информацию о методах совершенствования деятельности педагога?». Ведь на сегодняшний день практической работе преподавателя, технологиям обучения не всегда уделяется должное внимание. Поэтому постичь и понять все нюансы, тончайшие грани педагогической деятельности можно только в процессе многолетней практической работы.
Овладеть этими навыками вполне возможно, поэтому учиться сегодня приходится и самим педагогам, лекторам. В свою очередь, в развитии умения оптимально организовать свою преподавательскую деятельность могут быть использованы работы отечественных ученых, в которых рассматривается широкий спектр вопросов педагогической практики в вузе. В изданном учебном пособии «Лекция о лекции» предпринята попытка обобщения имеющихся источников литературы в отношении организации преподавательской деятельности с учетом опыта авторов при чтении лекций по разным специальностям и учебным дисциплинам. В качестве основного критерия отбора литературных источников для их включения в учебное пособие для преподавателей послужило то, что может быть использовано непосредственно преподавателем в качестве руководства к действию в его педагогической практике.
Важность вопросов и проблем, затронутых в пособии «Лекция о лекции» не требует дополнительных доказательств. В пособии представлены материалы, касающиеся собственно методики проведения лекционных занятий, формирования культуры взаимодействия с аудиторией, использования различных альтернативных способов представления учебной информации. Кроме того, использован опыт современных автоматизированных систем контроля, применяемых на кафедре «Экономика транспорта, логистика и управление качеством» в Омском государственном университете путей сообщения, упрощающим работу педагога, сокращающим временные затраты на выполнение текущих, оперативных задач при аттестации студентов.
Центральное место в учебном пособии уделяется личности преподавателя-лектора, разработан подход к формированию образа преподавателя с возможностью использования информационно-технических средств. Значительное внимание уделено тому положению, что лектор сегодня не должен являться всего лишь транслятором информации, настоящий педагог стремится формировать знания обучающихся и оказывает влияние на их личностное развитие.
Спектр вопросов, разработанных авторами, достаточно широк: от непосредственного умения преподавателя-лектора организовать себя в рабочем процессе, справиться с волнением, эмоционально-психологическим напряжением, вплоть до реализации своей деятельности в сети Интернет посредством участия в профессиональных сообществах и размещения своих работ на электронных порталах и ресурсах. Авторами пособия даны существенные рекомендации в преодолении возникающих барьеров и конфузных ситуаций по направлениям деятельности преподавателя.
Основной текст пособия сопровождается выдержками и цитатами известных деятелей науки (отечественных и зарубежных), великих мировых мыслителей различных исторических периодов. Это позволяет читателям заострить внимание, не только на осмыслении изречений в общем контексте, но и вернуться вновь к основной содержательной части, отнестись к ней уже более осмысленно.
Структура текста пособия образно интерпретирует представленную информацию, так как она сопровождается комичными иллюстрациями-зарисовками, позволяющими читателю дополнить образы, возникающие при чтении, привлечь внимание и разрядить напряжение, переключившись со знакового восприятия информации и ее интерпретации к наглядно-образному.
В основной содержательной части пособия существенное внимание уделяется роли преподавателя-лектора в учебном процессе, заключающейся в предоставлении уже переработанного и хорошо структурированного материала студентам на лекционных занятиях различного типа, что является весьма актуальным для поддержания постоянного внимания и заинтересованности аудитории.
В пособии определены основные требования, предъявляемые к педагогу как цельной и гармоничной личности, проявляющиеся в необходимости вызвать заинтересованность в проблемах лекции, убеждённости лектора в истинности и важности содержания выступления, постоянном интересе к людям. Большое значение придаётся культуре речи, лекторскому искусству, ораторскому мастерству. Педагоги, обладающие этими качествами или развивающие в себе эти способности, несомненно, заслуживают безграничного уважения и пользуются авторитетом у молодых коллег и аудитории слушателей. Власть харизмы – один из верных способов завоевания уважения в своем профессиональном окружении.
Одной из доминирующих мыслей в издании является то, что преподаватель может способствовать формированию культуры восприятия лекционного материала у студента, помочь и научить его правильно слушать лекцию, грамотно конспектировать предоставленную информацию. В свою очередь, творческий подход лектора к проведению занятий может восприниматься аудиторией вполне положительно, тем самым, активизируя у студентов мыслительный процесс.
Лекция в вузе имеет свою специфику и особенности, она должна отвечать основным требованиям: быть научной, четко структурированной, логичной, эмоциональной, отражать основную проблематику. Лектору целесообразнее всего применять как продуктивные методы обучения, так и репродуктивные, что приносит более эффективные результаты относительно качества знаний, сформированных у студентов. Сегодня в арсенале у преподавателя могут быть и нетрадиционные виды лекций: лекция-пресс-конференция, лекция-консультация, лекция вдвоем, лекция-беседа, лекция-провокация, лекция-исследование, позволяющие развить когнитивные способности у студентов.
Немаловажное значение в пособии определено также методу дистанционного обучения (ДО), набирающему популярность в век постоянного развития и повсеместного внедрения информационных технологий.
Существенное внимание уделяется моделям поведения и взаимодействия педагога и студентов (модели: «заигрывания», «запугивания», «сотрудничества»), каждый из преподавателей в силу своих личностных качеств выбирает наиболее подходящий и приемлемый для себя вариант. Отдельно даются рекомендации по организации экзаменационного процесса.
Несомненно, «Лекция о лекции» является пособием, заслуживающим особого внимания в профессиональной среде преподавателей вуза. Здесь освещены основные ценности преподавательского труда, которые в идеале должны осознаваться и поддерживаться как самими преподавателями, аспирантами, так и непосредственно конечными потребителями знаний – многочисленной аудиторией студентов. Вполне вероятно, что данное пособие можно рассматривать как уже готовое, полноценное руководство по практической деятельности для молодых специалистов (и не только) в сфере образования и науки.
Начинающим преподавателям, ознакомившимся с материалами, будет намного легче постигать азы профессии, формируя профессиональны компетенции. Таким образом, изначально, уже на первых этапах своей профессиональной деятельности (преподавательской карьеры), можно не допускать существенных и наиболее распространенных ошибок, с которыми сталкивается большинство начинающих педагогов: при организации учебного процесса по конкретной учебной дисциплине, при составлении планов, оформлении и ведении лекционных и семинарских занятий; при осуществлении контроля знаний.
С другой стороны, весьма интересным может быть прочтение данного пособия представителями студенческой аудитории. Вполне вероятно, что после ознакомления с изданием они смогут посмотреть на деятельность преподавателя-лектора уже совершенно по-иному, другими глазами. Полученная информация поможет им глубже проникнуться сложностью труда педагога (учитывая все этапы подготовки преподавателя к каждому занятию) и осознать для себя важность получения знаний из уст преподавателя-лектора в процессе межличностного коммуникационного взаимодействия.
Студенты, которые интересуются научной деятельностью и в будущем планируют стать магистрантами и аспирантами, несомненно, смогут интерпретировать всю предоставленную информацию в качестве руководства к дальнейшим действиям. Следует учесть, что пособие выпускается в 4-м издании, в котором получили развитие направления совершенствования деятельности преподавателя вуза, существенно дополнен список используемых источников.
Таким образом, профессорско-преподавательскому составу необходимо непрерывно совершенствоваться. Это касается не только профессионального роста, но и личностного развития, творческого подхода к работе, стремления поделиться своим положительным опытом с коллегами, передать свои знания начинающим преподавателям.
Следует отметить, каким бы образом научно-технический прогресс ни способствовал развитию современных информационных технологий и не заставлял применять новейшие методики обучения, способы и методы передачи информации, ничто из этого на сегодняшний день не способно в полной мере заменить живого диалогового (традиционно сложившегося годами) общения на лекционном занятии аудитории слушателей с преподавателем, способным мастерски передать осмысленный и переработанный материал в целях формирования знаний у студенческой аудитории.
 
Перейти на форум:
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Голосование
Опросы не найдены.
Мини-чат
Вы должны авторизироваться, чтобы добавить сообщение.

23/09/2012 22:16
Уважаемые спамщики! Шансов разместить информацию на сайте нет. Все лазейки закрыты.
Время загрузки: 0,05 секунд 2,232,951 уникальных посетителей