Октябрь 17 2017 07:41:04
Навигация
· Статьи
· Скачать
· FAQ
· Форум
· Галерея
· Поиск
· Карта сайта
Сейчас на сайте
· Гостей: 1

· Пользователей: 0

· Всего пользователей: 4,624
· Новый пользователь: nivyweeRing
Просмотр темы
 Распечатать тему
ТЕНДЕНЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ «ОБЛАЧНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Master
#1 Распечатать сообщение
Опубликовано 08-03-2017 22:49
Супер Администратор

Сообщений: 667
Зарегистрирован: 03.04.08

УДК 378.147;004.738.5

О.А. Никифоров, В.Р. Глухих, Г.Г. Левкин

ТЕНДЕНЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ «ОБЛАЧНЫХ» ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ



In the article the bottom characteristic phenomenon of the "cloud" technology. A comparative analysis of traditional and "cloud" technologies. The forms, methods and specificity of their use in educational activities, have been the intended results of their application.
Keywords: cloud computing, student learning, innovation


В настоящее время в связи с внедрением новых операционных систем использующих «облачные» технологии особенно актуальным становится вопрос применения этих технологий в образовательном процессе в высшей школе. Это связано в первую очередь с тем, что высококвалифицированный выпускник ВУЗа должен обладать навыками применения самых современных цифровых компьютерных технологий, поскольку от этого зависит, насколько он будет конкурентоспособен на рынке труда.
«Облако» — это не всегда продукт конденсации водяного пара, плывущего по небу. Наверняка все слышали это современное словосочетание — «облачные технологии». Облачные технологии стали возможны благодаря бурному развитию аппаратного обеспечения: мощность процессоров растут день ото дня, развивается многоядерная архитектура и объемы жестких дисков. Да и интернет-каналы стали намного шире и быстрее. Таким образом, облако — это не сам Интернет, а весь тот набор аппаратного и программного обеспечения, который обеспечивает обработку и исполнение клиентских заявок. Кстати, даже такое простое действие, как запрос страницы сайта, представляет собой пример облачного вычисления. Вам надоело постоянно носить с собой флеш-карту? А если забыли её дома, что делать? На помощь приходят облачные технологии, ведь с их помощью теперь не обязательно повсюду таскать с собой флешку или кабель для подключения к смартфону. Сейчас свои файлы можно хранить удалённо в облачных хранилищах. Таких хранилищ в наше время стало довольно много и каждый из них составит конкуренцию друг другу. А нам уже остаётся выбирать тот, который понравится и будет доступнее других. Наиболее популярные облачные хранилища — это Яндекс.Диск и Диск Google. Облачный сервис от Google называется Диск Google(от Яндекс — Яндекс. Диск), который включает в себя возможности создания документов (Документы Google/Яндекс) и облачного хранения данных. Диск Google/Яндекс позволяет хранить файлы в Интернете и на жестком диске, а также получать к ним доступ откуда угодно, даже в дороге. Изменения, внесенные в файл в Интернете, на компьютере или мобильном телефоне, отражаются на всех устройствах, на которых установлен Диск Google. Первые 3 ГБ данных можно хранить бесплатно. При наличии доступа к Интернету устройство синхронизируется с Google Диском. Таким образом, ваши файлы и папки всегда будут обновлены до последней версии. Изменения, вносимые на одном устройстве, синхронизируются со всеми остальными. Часто пользователям приходится отправлять файлы в сообщениях электронной почты. Удобнее при этом пользоваться технологией совместного доступа. Для этого надо просто открыть совместный доступ к файлу, папке или документу Google с любого устройства.
В документе национального института стандартов и технологий США «NIST Definition of Cloud Computing v15» [1] «облачная» технология определена как:
1. Модель облачных вычислений дает возможность удобного доступа посредством сети к общему пулу с настраиваемыми вычислительными ресурсами (например, сети, сервера, системы хранения, приложения, услуги);
2. Модель облака содействует доступности и характеризуется пятью основными элементами: самообслуживание по требованию; широкий доступ к сети; объединенный ресурс; независимое расположение; быстрая гибкость; измеряемые сервисы.
3. Сервисные модели облака (программное обеспечение как услуга, платформа как услуга, инфраструктура как услуга).
4. Модели развертывания облака (приватные облака, групповые облака, общественные облака, гибридные облака).
Суть облачных технологий состоит в следующем:
- вы можете не иметь никаких программ на своём компьютере, а иметь только выход в Интернет, платно или бесплатно, это зависит от того, что вам нужно;
- облачные технологии позволяют экономить на приобретении, поддержке, модернизации ПО и оборудования;
- удаленный доступ к данным в облаке — работать можно из любой точки на планете, где есть доступ в сеть Интернет.
Сравним традиционные и облачные технологии.

Таблица 1 – Сравнение традиционных и облачных технологий.

Традиционные технологии Облачные технологии
Электронная почта: Outlook.

Письма скачиваются при запуске программы на компьютер пользователя и хранятся там. Браузерная почта: Mail.ru, Yandex.ru, Rambler.ru и т. п.
Содержимое писем можно читать, скачать вложения, но физически всё хранится на сервере. Можно про-читать любое из своих писем с любого компьютера, подключенного к сети.
Музыка: скачали/купили и слушаете. Файлы/диски физически у вас. Слушаете музыку через сайт.
Видео: скачать/купить диск с фильмом. Многие фильмы мы смотрим один раз, а потом диски пылятся на полках. При скачивании каждый фильм занимает до нескольких гигабайт жесткого диска. Смотрите фильмы онлайн. Сейчас существует множество подобных сервисов, которые при достаточно высокой скорости передачи данных обеспечивают неплохое качество воспроизведения. При этом не надо ждать, пока фильм скачается.


В образовательных учреждениях тоже есть свои особенности в использовании «облачных» технологий. В частности, выделяют три, наиболее распространенных способа работы с ними.
1. Совместная работа над документами.
2. Совместная проектная работа учащихся.
3. Дистанционное обучение. [2]
Например, образовательная программа или годовой план. Такой масштабный документ создается силами администрации и педагогов, ответственных за какие-либо направления, таких как педагог-психолог, социальный педагог или ответственный за здоровьесбережение. Каждый отвечает за какую-либо часть документа, но может комментировать или дополнять информацию и в других блоках. Другой пример — таблица, которую должны заполнить все преподаватели с информацией о своих группах. При попытке работы с такими документами в локальной сети возникает проблема, связанная с тем, что одновременно с одним и тем же документом работать на разных компьютерах нельзя. Появляется множество копий одного и того же документа, которые потом надо соединять воедино. Для совместной работы в облачных технологиях необходимо создать или поместить документ в облачное хранилище и предоставить доступ к нему тем, у кого есть ссылка или по адресам электронной почты.
Что касается проектной работы студентов, то здесь схема деятельности такова. Студенты получают темы проектов и делятся на группы. В группе распределяются обязанности. Затем руководитель группы создает документ и предоставляет доступ к нему остальным участникам (с помощью ссылки или по адресам электронной почты). Студенты работают над проектом дома или в вузе, наполняя документы содержанием. Когда работа закончена, предоставляется доступ преподавателю. Он может прокомментировать какие-либо части документа, чтобы учащиеся могли скорректировать его содержание до защиты проекта. При оценивании участия в создании проекта важно то, что преподаватель может отследить хронологию изменений. По этой хронологии можно в какой-то степени определить, какой вклад внес каждый участник группы.
Исходя из вышеизложенного, мы решили проследить тенденции развития элементов «облачных» технологий в образовательном процессе в высшей школе. Если проанализировать составляющие определения «облачной» технологии, то можно сделать заключение о том, что первые элементы применения этой технологии в образовании были стимулированы дистанционным подходом к нему. Другими словами, первый этап возможности работать на программах, также как и хранить данные, размещенных в интернете на удаленных серверах, появился именно тогда. Как известно, дистанционное обучение предусматривает кейс-технологию, телекоммуникационную технологию и интернет- технологию обучения. [3]
«Облако» представляет собой отношение клиент- сервер, где акцент на программное обеспечение и хранение данных перенесены на серверную часть этой сетевой системы, что обеспечивает возможность одновременной работы многих клиентов, в том числе мобильных, для решения поставленной задачи. А поскольку данный метод решения поставленной задачи в образовании соответствует разделу дистанционного образования в виде интернет- технологии, то первые элементы «облачной» технологии были выявлены именно там. В свою очередь и в Интернет - технологии дистанционного обучения можно выделить несколько основных направлений:
1. Создание сайтов дистанционного обучения.[4]
2. Использование интерактивных ресурсов, размещенных в интернете с возможностью их дистанционного использования. [3]
3. Создание условий для «облачного» дистанционного обмена информацией между отдельными учебными ресурсами интернета.[6]
4. Использование социальных сетей для целей дистанционного обучения.[5]
Причем первые два направления довольно часто используются совместно: интерактивные учебные ресурсы располагаются на сайтах дистанционного обучения.
При создании сайтов дистанционного обучения возможно два варианта их размещения в интернете - на сервере самого образовательного учреждения и на сервере владельца стороннего хостинга. В первом случае возможностей для создания «облачной» технологии несколько больше, поскольку авторы сайта практически не стеснены возможными ограничениями в программировании. Во втором случае эти возможности могут быть функционально ограничены владельцем хостинга.
В Омском государственном университете путей сообщения был внедрен в практику обучения сайт доцента Левкина Г.Г., размещенный на сервере владельца стороннего хостинга (www.tovarovedenie.org). Интеграция в учебный процесс этого сайта характеризуется размещением ссылок на ресурсы в социальных сетях, в учебных пособиях и методических указаниях, которые изданы для поддержки преподавания дисциплин кафедры Экономика транспорта, логистика и управления качеством.
Учебный сайт не только позволяет рационально и эффективно организовать педагогическую деятельность, направленную на предоставление свободного доступа студентам (аудитории) к авторским учебным материалам, заданиям, лекциям, семинарам по преподаваемым дисциплинам, но и является площадкой для осуществления промоушна собственных программных продуктов (программное обеспечение «АРМ Экспедитор» для предприятий, осуществляющих деятельность в сфере логистики), новых авторских экземпляров учебных пособий (к примеру, учебное пособие «Основы логистики»), обучающих семинаров, ссылок на другие тематические ресурсы, реализуя при этом возможность оперативного обеспечения обратной связи с целевой аудиторией.
Третье направление интернет - технологии дистанционного обучения, связанного с созданием условий для «облачного» дистанционного обмена информацией между отдельными учебными ресурсами интернета было реализовано на базе сайтапреподавателя вуза.
Одним из условий обеспечения высокого качества обучения студентов является возможность коллективной работы, возможности взаимодействия в условиях дистанционного обучения с использованием информационных технологий.
Использование учебного сайта является эффективным средством взаимодействия преподавателя со студентами, студентами одной специальности между собой. Для этого учебный сайт кроме справочно-информационной опции (наличие баз данных по дисциплине) должен иметь чат и форум с актуальными рубриками.
Как правило, в настоящее время сайты дистанционного обучения разрабатываются и размещаются в интернете как часть официального сайта учебного заведения, как сайт факультета или как кафедральный сайт. На наш взгляд, более интересным может быть создание индивидуального сайта преподавателя с обратной связью. Особенно это может быть актуальным в университетах, при наличии большого количества предметов на разных специальностях у одного преподавателя. Наличие такого сайта позволяет повысить ответственность преподавателя как в отношении качества знаний студентов, так и в отношении качества методических материалов.
Использование веб-сайта способствует повышению оперативности обучения, коммуникации преподавателя и студентов, а также студентов между собой. Перспективным направлением использования учебных сайтов в работе преподавателей является создание тематической сети сайтов с перекрестными ссылками, что способствует обмену преподавателей методиками и повышению качества оказываемых образовательных услуг. [6]
Четвертым направлением интернет - технологии дистанционного обучения, которое имеет некоторые элементы «облачной» стало использование социальных сетей.
При использовании социальных сетей как части «облачной» технологии возможно два варианта организации работы. Первый, это использование только социальной сети для общения по вопросам поставленной задачи или организация компьютерной конференции на базе социальной сети. Второй, это использование возможностей социальной сети совместно с другими «облачными» структурами. Например, при наличии сайта дистанционных консультаций студентов на нем помещают учебную информацию, конспекты лекций, практических и лабораторных занятий, а также вопросы итогового контроля. В этом случае, после предварительных изучения материала сайта студентов приглашают на компьютерную конференцию за день до итогового контроля, организованную с помощью социальной сети. На конференции студенты при направляющей роли преподавателя самостоятельно пытаются найти ответы на вопросы, и делятся между собой информацией о найденных ответах на вопросы. Таким образом, формируется команда единомышленников, ориентированных на взаимную помощь в подготовке к итоговому контролю. [5]
Хотя сами социальные сети еще не обладают всеми признаками «облачных» технологий, поскольку не являются средством депонирования данных, но они могут играть такую роль, если их использовать для обмена информацией в учебном процессе.
Например, на кафедре «Менеджмента, маркетинга и коммерции» в 2014 году также был создан общий «облачный» ресурс для всех дисциплин кафедры в виде соответствующей группы в социальной сети «В контакте» «Кафедра ММК». На нем размещаются все виды документации, актуальные для студентов и преподавателей (рейтинги, методические материалы, нормативно-правовые документы). Причем, разместить материал и пользоваться имеющимися, может любой участник группы. Здесь возможно размещение фотодокументов, видеоматериала. В чате студенты и преподаватели могут свободно обмениваться мнениями. Возможно проведение заочных on-lain конференций с обсуждением, конкурсов с голосованием.
Также как и Интернет - технологии дистанционного обучения, в ОмГУПС стал использоваться еще один сервис, который собственно изначально был предназначен только для удаленного общения - электронная почта. Электронная почта уже имеет все основные признаки «облачной» технологии: механизм обмена информацией, возможность общего пользования сервисом, предоставляемое дисковое пространство для хранения информации с общим доступом, работа через веб-интерфейс. Каждая учебная группа самостоятельно создает на любой поисково-почтовой системе ящик электронной почты, доступ к которому получают все студенты группы. Информация, предназначенная для студентов группы в виде писем и прикрепленных к ним файлов, размещается преподавателями и самими студентами и сохраняется в этом ящике.
Вторым этапом развития применения «облачных» технологий в образовательном процессе должно стать применение специализированного профессионального программного обеспечения, расположенного на удаленных серверах на хостинге его производителя. Алгоритм применения поиска подобного программного обеспечения, которое можно было бы использовать в образовательном процессе, может быть следующим. Во-первых, ведущий преподаватель по дисциплине проводит мониторинг интернет ресурсов, которые по своим характеристикам соответствуют как заявленным требованиям «облачной» технологии, так и требованиям, связанным с их профессиональной пригодностью к практическому использованию в разрезе изучаемой дисциплины. Во-вторых, из выбранного программного обеспечения необходимо выделить те ресурсы, которые имеют варианты возможного бесплатного использования, например демонстрационные версии или версии с ограничением количества пользователей. Поскольку бесплатные варианты подобных ресурсов часто означают ограничение функциональности программного обеспечения, то следует искать такие ресурсы, которые не ограничивают функционал программ, а ограничивают какие либо другие характеристики его использования, например ограниченное время использование, ограниченное количество пользователей. Затем, в соответствии с этими ограничениями следует так распланировать процесс преподавания, чтобы нивелировать их возможное вредное влияние на процесс изучения материала.
В частности в этом году мы применили эту методику для преподавания дисциплины «Информационные технологии управления проектами» со студентами четвертого курса направления подготовки 080200.62 "Менеджмент" профиля "Управление проектами".
После мониторинга «облачного» программного обеспечения по профилю направления подготовки нами был отобран ресурс «Битрикс 24». Этот ресурс включает в себя полный комплект инструментов для организации работы компании, содержащий социальную сеть, раздел с планированием и реализацией задач и проектов, чат и видеозвонки, он-лайн работу с документами, хранение документов на «облачном» диске, CRM, возможности управление персоналом, а также мобильный доступ к этим ресурсам. Платная версия этого программного обеспечения платное и предназначена для крупных и средних организаций и предприятий, бесплатная версия предусматривает только одно ограничение - организационная структура кампании не может включать более 12 должностей. Для решения специализированных задач менеджеров профиля "Управление проектами" в этом сервисе есть очень удобный для совершенствования профессиональных навыков раздел: «Задачи и проекты». Студентам было выдано задание для самостоятельной работы: зарегистрироваться на сайте ресурса «Битрикс 24» создать там организационную структуру своего виртуального предприятия и затем создать проект по предложенным условиям. Контроль самостоятельный работы осуществлялся следующим образом: часть студентов работала за персональными компьютерами, другой части студентов было поставлено условие, работать с мобильных устройств. Общение между ними осуществлялось через встроенную социальную сеть «Битрикс 24» . Преподавателем было предложено внести изменение в проект. Оценивалась, как способность работать с «облачным» программным обеспечением так и способность коллективной работы команды проекта с условием удаленного участия с использованием мобильных устройств. Большим плюсом такого использования «облачных» технологий состоит в том, что студенты моделируют работу в условиях, максимально близким к условиям работы в реальной организации.
Ко второму этапу можно также отнести и работу студентов с комплексами программного обеспечения, созданного на основе бесплатной операционной системы Linux.. Многие версии таких систем, например Ubuntu , имеют удаленной репозиторий - место, где хранятся и поддерживаются файлы приложений это операционной системы.
Третьим возможным этапом развития «облачных» технологий в образовании может быть создание авторских «облачных» образовательных ресурсов, при наличии возможностей профессионального хостинга и соответствующего программного обеспечения. Этот этап является ни чем иным как логическим развитием двух первых направлений Интернет - технологии дистанционного обучения: созданием сайтов дистанционного обучения и использованием интерактивных ресурсов, размещенных в интернете с возможностью их дистанционного использования. Он требует от преподавателя дополнительно еще и навыков программирования.
Таким образом, в развитии «облачных» технологий можно выделить следующие тенденции в образовательном процессе на кафедре «Менеджмента, маркетинга и коммерции»:
1. Первым этапом применения элементов «облачных» технологий обусловлено интернет - технологией дистанционного обучения и использование электронной почты.
2. Вторым этапом стало применение профессионального «облачного» программного обеспечения, используемого в процессе обучения студентов.
3. Перспективным третьим этапом может стать создание авторских «облачных» образовательных структур при наличии возможностей профессионального хостинга и соответствующего программного обеспечения.
Применение «облачных» технологий в процессе обучения приводит к оптимизации учебно-методической деятельности сторон, повышению эффективности коммуникационных связей, минимизации затрат образовательного учреждения. Повышается мотивация студентов к образовательной деятельности, создаются более комфортные условия для нее. Применение данных технологий облегчает интеграцию образовательных учреждений в мировое образовательное пространство, способствует развитию связей с зарубежными партнерами на равноправной основе. Это важно для всех специальностей и направлений подготовки технических, гуманитарных, классических вузов и знаменует собой переход отечественной системы образования на новый качественный уровень.

Список литературы:

1. NIST Definition of Cloud Computing v15 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.slideshare.net/crossgov/nist-definition-of-cloud-computing-v15
2. Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании / О. А. Емельянова // Молодой ученый. - 2014. - №3. С. 907-909.
3. Степанова Т.Ю. Образовательные и информационные технологии в организации дистанционных консультаций на кафедре информатики / Т.Ю. Степанова, В.Р. Глухих //Вестник Омского государственного аграрного университета. - 2009. - №2. - С. 20-22
4. Глухих В.Р. Организация дистанционных консультаций на кафедре товароведения/ В.Р. Глухих //Сборник научных работ к 80- летию проф. Ю.Ф. Юдичева. Изд-во ОмГАУ, Омск. - 2011. - №2. - С. 255-361.
5. Глухих В.Р. Использование социальных сетей для дистанционных консультаций студентов / В.Р. Глухих, Г.Г. Левкин, //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - № 8. - С. 69-74.
6. Глухих В.Р. Комплексная межвузовская система получения знаний с использованием дистанционных методов обучения / В.Р. Глухих, Г.Г. Левкин //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - № 8. - С. 28-32.
7. Гуртовенко О.М. Бренд преподавателя высшего учебного заведения / О.М. Гуртовенко, Г.Г. Левкин // Основы экономики, управления и права. - 2014. - №6 (18). - С. 55-61.
8. Хонин Г.А. Основные направления развития дистанционного обучения в аграрном вузе / Г.А. Хонин, Г.Г. Левкин, В.В. Семченко, В.Р. Глухих // Профессиональное образование в современном мире. №2. 2013. С. 51-56.

СТАТЬЯ ПРИКРЕПЛЕННЫМ ФАЙЛОМ
Master присоединил файл:
elibrary_23574743_88175637.rar
Изменил(а) Master, 21-03-2017 18:32
 
Перейти на форум:
Авторизация
Логин

Пароль



Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
Голосование
Опросы не найдены.
Мини-чат
Вы должны авторизироваться, чтобы добавить сообщение.

23/09/2012 22:16
Уважаемые спамщики! Шансов разместить информацию на сайте нет. Все лазейки закрыты.
Время загрузки: 0,06 секунд 2,303,295 уникальных посетителей